Понеділок, 23.04.2018, 19:28
   Миколаївський науково-методичний центр 

Україна

Меню сайту
Сайти методистів
НМЦ
 

 Дошкільна освіта Миколаєва  Початкова освіти Миколаєва. Заочна школа для обдарованих дітей «НАДІЯ»  Слово-диво сайт для вчителів української мови та літератури  Проект Поет духовної свободи  Нить Ариадны сайт для учителей русского языка и мировой литературы  Кліо - Миколаїв сайт для вчителів історії, права та етики
 Методичне об’єднання вчителів інформатики м. Миколаєва

Сайти, блоги



  Статистика

Онлайн всього: 16
Гостей: 16
Користувачів: 0
Форма входу

Код банера
МНМЦ
 

Якщо бажаєте розташувати

наш банер на своєму сайті,

 скопіюйте код


 Миколаївський науково-методичний центр управління освіти Миколаївської міської ради

КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА?

Л. Пузанова

Всемирная организация здравоохранения дает определение здоровья как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. К сожале­нию, большинство людей считают здоровьем именно отсутствие болезней, пренебрегая здоровьем психическим.

Многолетний опыт работы с учениками и их родителями позволяет сделать определенные выводы о психическом здоровье современных школьников и по­пытаться дать некоторые рекомендации.

Все возрастающая интенсификация учебного процесса, использование но­вых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обра­зования приводят к росту количества детей, не способных без особого напря­жения адаптироваться к учебным нагрузкам. В связи с этим растет количество учащихся с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Поэтому задача общеобразовательных учреждений, помимо выполнения своих прямых педагогических задач, содействовать охране и укреплению здоровья учащихся, причем не только физического, но и психического.

Необходимо учитывать, что нормой является психическое развитие, соот­ветствующее возрасту и полу. Оно должно быть гармоничным, а не таким, при котором развиты отдельные способности в ущерб другим. Учитель-практик довольно часто сталкивается с так называемыми «пограничными» состояниями, главным образом неврозами, невротическими реакциями и некоторыми функ­циональными отклонениями. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность. Кроме того, основ­ными показателями психического здоровья являются следующие:

       Положительное эмоциональное состояние (характер отклика на жизненные факты, а попросту — настроение).

       Эмоциональные реакции (непосредственные ответы на воздей­ствие или ситуацию) служат сигналом благоприятного и неблаго­приятного воздействия.

Среди множества факторов, влияющих на состояние психического здоро­вья школьников, учитель может программировать лишь гигиенические и эмоци­ональные (и то не всегда). Что же влияет на возникновение «пограничных» рас­стройств у школьников? Это, прежде всего, неспособность справиться с учеб­ной нагрузкой, враждебное отношение учителя. Смена школьного коллектива, неприятие ученическим коллективом, чрезмерная умственная нагрузка. Пере­утомление находится на грани патологии. Частота отклонений в поведении ре­бят увеличивается от начала семестра, года к концу. Распространенность нев­розов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков примерно в два раза, у девочек — в три). Школьники жалуются на усталость, сонливость в дневные часы, пассивность на уроках, во время игр, отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов. Как же сохранить психическое здоровье школьников? Этим вопросом педагоги задаются все чаще.

Безукоризненно отглаженный наряд ребенка, букет ярких цветов в руках, любопытство во взгляде — это типичный портрет первоклассника. Совсем ско­ро на лице ребенка может появиться печальная озабоченность, а по утрам он будет грустным, хмурым, молчаливым и невыспавшимся. Хочется дать несколь­ко конкретных советов педагогам (да и родителям тоже) по поводу того, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

      доверие к ребенку;

      уважительное отношение;

      в случае его неудачи необходимо вселить уверенность в том, что все должно получиться;

  необходимо демонстрировать ученику позитивное отношение и уве­ренность в возможности преодоления трудностей;

      нельзя обманывать детей, так как они очень чувствительны к фальши;

      меньше сравнивать ученика с другими, особенно если это сравне­ние не в его пользу;

     чтобы выработать у ребенка чувство ответственности, поручать ему дела, за которые отвечает только он (поливает цветы в классе, сле­дит за состоянием доски, учебников одноклассников, ведет «Класс­ный уголок», рисует газету, оформляет ее, готовит походы и экс­курсии...).

    не ругать ребенка за неудачу, а показать свое собственное жела­ние преодолеть с ним все трудности, выразить надежду на него и уверенность в нем;

     помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Эмоциональный учительский контакт с учеником — самое важное в сохра­нении его психического здоровья. Этот эмоциональный контакт требует усилий, его не всегда можно осуществить из-за собственной усталости учителя всячес­ких трудностей взрослой жизни. Но наградой будет доверие и понимание внут­реннего мира ребенка и его проблем, о которых учитель узнает первым и суме­ет помочь. Однако часто эмоциональный контакт подменяется контролем — так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно мелочно кон­тролируют? В любом случае это не комфортное чувство. Ученик испытывает то же самое. И от контроля хочется уйти в собственный закрытый мир, в мир лжи, где контроль невозможен. Ложь ведь тоже способ выживания ребенка во взрос­лом мире, сохранение себя в благовидном свете в глазах взрослых. Ребята младших и средних классов имеют довольно смутное представление о буду­щем, они ориентированы на настоящее, поэтому, когда вырывают страницы из дневника или тетради с плохими отметками или забывают сказать о родитель­ском собрании — разоблачение их, конечно, тревожит, но не настолько, чтобы отказаться от какого-то удовольствия «здесь и сейчас». Педагог обязан пере­дать ребенку уверенность, чтобы он был жизнеспособен в мире людей. А для этого необходимо понимать особенности детской психики и не паниковать из-за перечисленных выше детских уловок.

Сохранить психическое здоровье школьников поможет создание ситуации успеха на уроке. Успех— первостепенное условие становления личности. Для школы это особенно важно. Если усилия ребенка не увенчаются успехом, он теряет веру в себя, страдает его чувство собственного достоинства. Именно поэтому нельзя допустить того, чтобы ребенок с первых лет обучения тяготился школой. Учитель обязан поставить перед собой цель, чтобы ребенок учился по­тому, что ему нравится учиться.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что психическое здоровье ребенка — важнейшее составляющее качество его жизни. Поэтому, чтобы мак­симально сохранить его психическое здоровье, необходимо создать условия для того, чтобы школьник ощущал удовлетворенность собственной жизнью и комфортно чувствовал себя в своей социальной роли учащегося.

 

За матеріалами посібника з управлінської компетентності «Підручник для директора» листопад-грудень 2011


Цитата 
тижня

Наскрізне застосування інформаційно-комунікаційних технологій в освітньому процесі та управлінні закладами освіти і системою освіти має стати інструментом забезпечення успіху  Нової української школи.



Сайти
дошкільних
 закладів міста

ДНЗ №1
ДНЗ №2
ДНЗ №5
ДНЗ №12
ДНЗ №20
ДНЗ №23
ДНЗ №50
ДНЗ№ 51
ДНЗ №52
ДНЗ №59
ДНЗ №60
ДНЗ №64
ДНЗ №68
ДНЗ №69
ДНЗ №83
ДНЗ №84
ДНЗ №87
ДНЗ №92
ДНЗ №123
ДНЗ №128
ДНЗ №140
ДНЗ №141
ДНЗ №143
ДНЗ №148


Сайти
загальноосвітніх
 закладів міста

Морський ліцей
Муніципальний колегіум
Економічний ліцей №1
Економічний ліцей №2
Миколаївська гімназія №2
Миколаївська гімназія №3
Миколаївська гімназія №4
Миколаївська гімназія №41
Перша українська гімназія
Класичний ліцей
Юридичний ліцей
Академія дитячої творчості
Миколаївська СШ №22
Миколаївська ЗОШ №1
Миколаївська ЗОШ №3
Миколаївська ЗОШ №4
Миколаївська ЗОШ №6
Миколаївська ЗОШ №7
Миколаївська ЗОШ №10
Миколаївська ЗОШ №11
Миколаївська ЗОШ №12
Миколаївська ЗОШ №14
Миколаївська ЗОШ №15
Миколаївська ЗОШ №16 
Миколаївська ЗОШ №17
Миколаївська ЗОШ №19
Миколаївська ЗОШ №20
Миколаївська ЗОШ №24
Миколаївська ЗОШ №25
Миколаївська ЗОШ №26
Миколаївська ЗОШ №27
Миколаївська ЗОШ №28
Миколаївська ЗОШ №29
Миколаївська ЗОШ №30
Миколаївська ЗОШ №31
Миколаївська ЗОШ №32
Миколаївська ЗОШ №33
Миколаївська ЗОШ №34
Миколаївська ЗОШ №35
Миколаївська ЗОШ №36
Миколаївська ЗОШ №37
Миколаївська ЗОШ №39
Миколаївська ЗОШ №40
Миколаївська ЗОШ №42
Миколаївська ЗОШ №43
Миколаївська ЗОШ №44
Миколаївська ЗОШ №45
Миколаївська ЗОШ №46
Миколаївська ЗОШ №47
Миколаївська ЗОШ №48
Миколаївська ЗОШ №49
Миколаївська ЗОШ №50
Миколаївська ЗОШ №51
Миколаївська ЗОШ №52
Миколаївська ЗОШ №53
Миколаївська ЗОШ №54
Миколаївська ЗОШ №56
Миколаївська ЗОШ №57
Миколаївська ЗОШ №59
Миколаївська ЗОШ №60
Миколаївська ЗОШ №61
Миколаївська ЗОШ №64
Миколаївська ЗОШ №65
СНВК
ММЗВШ

Сайти
позашкільних
 закладів міста

Палац творчості учнів
МСЮТ
БТДЮ Інгульського р-ну




 
Пошук


Календар
«  Квітень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання


Корисні 
посилання


Офіційні сайти

 Міністерство освіти і науки України
 Інститут інноваційних технологій і змісту освіти
 Департамент освіти, науки та молоді Миколаївської облдержадміністрації
 Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти  Управління освіти Миколаївської міської ради
 Український центр оцінювання якості освіти
 
Інформаційні сайти
 Освіта . UA Освітній портал Педагогічна преса

На допомогу 
вчителям та учням Форум педагогічних ідей УРОК  Журнал ВІДКРИТИЙ УРОК  Репозитарій навчального контенту  Шкільні підручники та посібники
Миколаївський  науково -методичний центр © 2018